Тайцзицюань стиля семьи Чэнь развивался с начала 16 века. Исторически было известно несколько линий тайцзицюань, которые сформировались из боевых искусств и воинских прикладных школ. Одним из основателей стиля Чэнь является Чэнь Вантин – полководец и искусный мастер боевых искусств. В своих трактатах он соединил внешние боевые формы с внутренним проявлением качеств на основе пяти стихий и восьми усилий тайцзицюань. Изучал даосские трактаты в горах Удан, обсерваториях даосских монастырей внутренних школ, ключевым понятием которых стала философская доктрина о взаимодействии инь и ян, а также работа внутренней энергии, циркуляция энергии в меридианах и каналах, акупунктура, нейгун. В формирование стиля Чэнь были заложены также формы из более древнего стиля Чжао бао, основателем которого является даосский мастер Чжан Санфен. На рубеже 14-15 веков было уже известно о как минимум трех направлениях тайцзицюань – Северная школа, Южная школа и отдельно Школа Монахов. Мастера брали ключевые знания и развивали их по особенностям и принципам стилизации технических приемов – юг развивал работу рук, захватов и заломов, бросков, северные школы экспериментировали с работой ног и прыжковой ударной техникой. В сочетании с внутренними практиками нейгун эти стили обогащались новыми формами и методами совершенствования тех или других стилей. В Древнем Китае основными школами являлись школы мастеров семьи Чэнь, семьи Ян, семьи У, семьи Хао, семьи Сунь, отдельно даосских и буддийских монастырей.

Возвращаясь к стилю Чэнь, можно сказать о преимуществах и проанализировать методику, которую мастера продолжают передавать из поколения в поколение.
Первым и основным аспектом является устойчивость и качество работы нижнего центра живота — даньтъен (центр тяжести). Для развития этого центра в школах изучают три типа столбового стояния (нейгун), которому уделяют большое внимание. Столбовые стояния завязывают энергию с землей и способствуют усилению укоренения тела.

Одним из вспомогательных методов тренировки в тайцзицюань стиля Чэнь является работа с мячом. Это навык, который формирует центр тела (даньтьен) и прорабатывает поясницу на элементах скручивания, раскручивания, силовых выбросов, толкания и сжатия. Комплекс с мячом помогает спортсмену почувствовать силу поясницы, оценить роль поясницы в комплексах форм и туйшоу, а также поднять общую физическую подготовку спортсмена, сбалансировать движение в равновесии. В применении навыков работы с мячом формируется устойчивость, укоренение тела. Вес мяча подбирается индивидуально, диаметр и масса мяча зависят от антропометрических данных спортсмена.

Вторым аспектом является подготовка верхнего плечевого пояса и расслабление грудной клетки с переходом на опору на живот (даньтьен). Ключевыми позициями являются упражнения шелковой нити, которые подготавливают и совершенствуют такие качества как эластичность, мягкость, расслабленность. В техническом аспекте формируют силы:

  • An Jin – слушающая энергия
  • Ji Jin – пронизывающая энергия
  • Peng Jin – толкающая энергия
  • Lu Jin – воспринимающая, стекающая энергия
  • Le Jin – вращающая энергия
  • Cai Jin – уводящая энергия
  • Kao Jin – формирующая энергия
  • Zhou Jin – удерживающая энергия развивает работу хао (плеча), выбросы фацзин и фалин – ударную и толкающую техники рук.

Третьим аспектом является умение совершенствовать вышеперечисленные навыки в движении, сочетание перехода из пустого в полное при четкой слаженности перехода из одного положения в другое, когда низ наполнен, верх тела расслаблен, имеется устойчивость и баланс с переходами в равновесие и прыжковой техникой. В сочетании с расслабленным верхом умение наполнить движение короткими и длинными энергиями.

Четвертый аспект – это работа без партнера и с партнером – наньшоу. В этом сочетании работают все основные принципы восьми усилий, где прорабатывается как внутренний, так и внешний аспект тайцзицюань. При правильном сочетании движений, навыков и умений возникает качество липких рук, следование движению и умение атаковать на возникнувшем усилии оппонента, другими словами, сила соперника будет направлена против него.

Метод слушания в туйшоу – метод липких рук.

Метод слушания в туйшоу имеет два качества – наполненное и расслабленное, когда руки убираются за счет усилия втягивания энергии и вес руки сводится на минимум, т.е. вы лишаетесь веса руки, но при этом плотность и захват руки не ослабевает. Формируется текучесть и следование движению оппонента, контролируются не только суставы рук, предплечья, запястья, но и плеча, бедра и колена. Ваш навык движения используется пустое и полное в стопе, когда идет на вас движение, вы переступаете не назад, а закручиваетесь по спирали, зашагивая за спину оппонента. И для совершенствования бросковой техники применяете скручивание поясницы и устойчивость положения ног. Общая характеристика движений – это естественность, прямое положение позвоночника (вертикально и горизонтально) и широкие стойки гунбу и мабу.

Таким образом, мы переходим к пятому принципу, это работа в туйшоу. Перемещения и сочетание навыков толчков, бросков, подсечек, тиснения, взрывной силы фа-цзин. Благодаря этому методу человек может практически применять навыки тайцзицюань в соревнованиях, что дает ему возможность выступать на соревнованиях в номинации туйшоу, для более открытого ведения боя саньда, саньшоу, где применение ударной и бросковой техники сочетается со свободным боем, заломами, цин-на и освобождением от заломов – фа-цин-на.

Принципы работы в туйшоу:

  • Формирование восьми сил Ле, Ан, Пэн, Цзи, Као, Чжоу, Люи, Цай.
  • Искусство собирания и разматывания.
  • Базовая практика на развитие энергии фа-цзин.
  • Туйшоу двумя руками. На данном уровне разбираются пять видов Туйшоу:

Первый вид Туйшоу направлен на слушание трех центров (центра Инь – защищающегося, центра Ян – раскрывающего).
Второй вид Туйшоу направлен на понимание изменения усилия во время парной работы.
Третий вид Туйшоу направлен на понимание возрастающей силы.
Четвертый вид Туйшоу направлен на понимание скручивающей силы.
Пятый вид Туйшоу направлен на понимание метода использования всего тела

Также здесь формируются базовые понятия:

  • выбрасывающихся рук;
  • пересекающихся рук;
  • сплетающихся рук;
  • скручивающихся рук;
  • поглощающих рук;
  • следующих рук.

Данный уровень предполагает более углубленную подготовку к работе со своей энергией и направлен:

  • на усиление кистей;
  • на усиление Единого центра;
  • на контроль пространства (работа со смещенным центром тяжести);
  • на укрепление внутреннего усилия (посредством бревна, дерева, стены);
  • на развитие и укрепление Пяти стихий.

Тин (слушание) — умение чувствовать противника.
Цзоу (ведение) — следование атакующему движению противника.
Нянь (прилипание) — следование уходящему противнику.
Хуа (изменение) — объединение в единое движение цзоуи нянь
Фа (выброс) — атакующее движение.

Шестым аспектом для спортсмена является работа с оружием – мечом цзянь, дао, алебардой, короткой палкой, шестом, гибким оружием, веером, тройным шестом, копьем, где тренируются навыки работы с короткой и длинной энергией. В сочетании с устойчивостью прорабатывается гибкость и сила сухожилий, гибкость и координация, выполнение сложных акробатических элементов, что дает большое преимущество спортсмену и формирует универсального бойца.

В методике спортивного тайцзицюань есть ярко выраженные спортивные методы развития спортсмена. Но общая физическая подготовка — это только часть традиционного тайцзицюань.

В традиционном тайцзицюань большое внимание уделяется внутренней работе (нейгун). Самоорганизация спортсмена требует не только внешнего изучения тайцзицюань, но и внутреннего изучения канонов традиционного тайцзицюань.

Следующим этапом для формирования личных качеств спортсмена является умение сконцентрироваться и настроиться на выполнение внутренней задачи – достижение состояния Уцзи.

Другими словами, Уцзи – это состояние внутренней направленности и готовности спортсмена реализовать высокое состояние концентрации и точное выполнение комплексов таолу.

Мой опыт показывает, что в правильном ключе, если тренировать свою медитацию и не подавлять свою личность чужими советами, то наступит момент перехода от бессознательного к осознанному. Я это называю пробуждение или преодоление самого себя.

Таким образом, подробное описание методов тренировки стиля Чэнь формирует целенаправленный подход к изучению традиционного и спортивного тайцзицюань. А преемственность поколений мастеров традиционного стиля Чэнь дает четкую связь и понимание о правильности методики и ее целостности как единой системы изучения стиля Чэнь.

Автор публикации Мищенко Дмитрий